Шпаргалка по METAR

Коллеги, на сайте в разделе «Утилиты» уже есть схема (шпаргалка), позволяющая начинающему расшифровать код METAR и TAF.

Однако, я уже не раз замечал, что периодически в кодах на сайте отображаются значения, которые не отражены в шпаргалке. В связи с этим, решил дополнить библиотеку сайта.

 

Скорость и направление ветра.

Как Вам, наверное, известно данные о направление ветра отражаются сразу за группой, обозначающей время в формате UTC. Если в группе, обозначающей скорость и направление ветра, присутствуют цифры «00000», то даже человек далекий от авиации сделает вывод, что такое обозначение говорит пилоту о безветренной погоде, а иными словами - на улице «Штиль». Однако штиль в коде METAR может быть отображён не только цифрами, но и индексом: CALM.

 

Видимость.

Изучая METAR и TAF, многие привыкли видеть в группе, обозначающей горизонтальную видимость, четыре цифры. Например, 5000 или 1700. Однако все ли знают, что в кодах METAR и TAF для обозначения видимости могут применяться, а точнее добавляться к цифрам, и буквенные индексы, например: 1300NE 8000S? Так вот, если в группе видимость присутствует такой шифр, это означает направление, в котором наблюдается минимальная видимость, если видимость в различных направлениях неодинакова и разница между минимальным значением и видимостью в другом направлении не менее 50%.

В данном примере, указано, что видимость в северо-восточном направлении 1300 метров, а в южном направлении 8000 метров. Используются следующие одно- и 2-х буквенные указател:

  • N – North – Север;
  • S – South – Юг;
  • W – West- Запад;
  • E – East- Восток.

Наверное, Вы уже знаете, что при видимости менее 1500 метров в код METAR может быть добавлена группа, обозначающая видимость на полосе. Например, R19L/0800 или R23R/0900. А если, изучая METAR, Вы вдруг видите R19LL/0800D или R19С/0900N или R19L/0600V1000U

Для обозначения видимости на параллельных полосах, после номера полосы, помимо привычных Вам индексов R (правая) и L (левая), используются:

  • RR – правее правой;
  • LL – левее левой;
  • C – Central – средняя.

Буквы, расположенные сразу за значением видимости, говорят Вам, что видимость:

  • U – upward – улучшилась/улучшается;
  • D – donward – ухудшилась/ухудшается;
  • N – no change – осталась без изменений/существенно не изменилась.

Отсутствие этих символов после значения видимости, скажет Вам о том, что определить тенденцию, невозможно.

Наличие нескольких цифровых индексов, разделенных символом V, после номера полосы включается в группу, если за 10 минут до срока наблюдения за погодой одноминутная величина видимости отличается от среднего значения более чем на 50м или 20%. По аналогии с направлением ветра, первые четыре цифры минимальная, следующие четыре максимальная одноминутная величина (R19L/0600V1000U).

 

Некоторые особенности погодных явлений.

Благодаря шпаргалке, Вы спокойно можете расшифровать погодные явления, указанные в сообщении о фактической погоде и в прогнозе.

В этом разделе я опишу некоторые особенности отображения групп погодных явлений.

Как Вы думаете, почему в сообщении METAR иногда имеется индекс RASN, а иногда SNRA? Это не прихоть составителя сообщения. Всё дело в том, что если наблюдаются осадки в виде нескольких форм, они объединяются в единую группу, в которой доминирующие осадки, сообщаются первыми.

Индекс DR скажет Вам, что поземок имеется на высоте менее 2 метров над поверхностью земли.

Индекс BL означает, что низовая метель присутствует на высоте 2 и более метра над поверхностью земли.

GS используется для обозначения града диаметром менее 5 мм, а наличие индекса GR говорит о наличии града диаметром более 5 мм.

Указатель VC используется в тех случаях, когда погодные явления наблюдаются в пределах 8 км от аэродрома, а не на самом аэродроме

 

Облачность.

Изучая параметры облачности в коде METAR или TAF, которые как Вы знаете, идут сразу за группой погодных явлений (SHSN, FZFG или другие), Вы вдруг увидели индекс SKC, а в Вашей любимой шпаргалке его нет.

Не переживайте, он там есть. Просто составитель шпаргалки ошибся и написал SKSНа всякий случай расшифрую – индекс SKC обозначает Sky clear – небо чистое.

А вот в Вашей любимой шпаргалке точно нет индекса TCU, применяемого для обозначения облачности. Знайте, TCU – towering cumulus – обозначает наличие мощных, кучевых башенкообразных облаков.

 

Группы дополнительной информации.

Данные индексы включаются в сводку с фактической погодой в следующих случаях:

  1. Если необходимо сообщить об опасных явлениях погоды, закончившихся перед сроком наблюдения. Индекс, сообщающий об опасных явлениях погоды, закончившихся перед сроком наблюдения, начинается с буквенного указателя RE – recent – последняя/недавняя - к которому добавляются индексы соответствующего явления погоды (например, REVA или REDS).
  2. Если на траектории взлета или захода на посадку от ВПП до высоты 500м наблюдается сдвиг ветра, в сводку включается индекс: WS TKOF/WS LDC RWY, указывается номер ВПП и индекс полосы (L, R, С), где TKOF – take off – траектория взлета, LDC – landing – траектория посадки.
  3. Если на аэродроме выполняются работы по рассеиванию тумана, применяется индекс DENEB. Кстати, а Вы в каких странах летаете? По России и странам СНГ? Тогда будьте готовы увидеть в METAR индексы: • QBB – это не про давление, как некоторые могут ошибочно подумать по первой букве. Индекс QBB отображает фактическую нижнюю границу облачности в метрах; BASE – тоже, что и QBB; VV – вертикальная видимость; VER VIS – тоже, что и VV.

 

Прогноз – TREND. 

Сразу отмечу, что в прогноз - TREND включаются только те погодные условия, значения которых будут существенно изменяться.

Шпаргалка содержит только два обозначения, относящихся к этой группе: NOSIG и TEMPO. Вы их уже знаете. Я расскажу про другие:

  • NSW – no significant weather – ожидается прекращение погодных явлений;
  • BECMG – becoming – применяется в случаях, когда изменения метеоусловий не временные (TEMPO), а устойчивые.

Временные рамки изменений погодных условий также могут быть отражены:

FM – from – «от» или начало периода.

TL – till – «до» или окончание периода.

AT – at – «на» или указание конкретного времени, с которого прогнозируется изменение условий.

 

Обледенение и турбулентность.

Готовя эту статью, я предполагаю, что Вы уже знаете, что такое обледенение и турбулентность и чем они опасны для Вашего самолета.

METAR и TAF могут содержать данные по обледенению и турбулентности. Выглядят они как шестизначные группы цифр. При этом учтите, что группа индексов обозначающих обледенение начинается с цифры «6», а турбулентность с цифры «5».

Выглядит это к примеру как 620331 530005, а как расшифровывается?

Вот ключ к этой задаче…

Итак, про первую цифру Вы знаете. Если видите, что первой указана шестерка, значит, нам рассказывают про обледенение.

Вторая цифра обозначает вид обледенения:

  • 0 - обледенения нет;
  • 1 - слабое обледенение в облаках и осадках;
  • 2 - слабое обледенение в облаках;
  • 3 - слабое обледенение в осадках;
  • 4 - умеренное обледенение в облаках и осадках;
  • 5 - умеренное обледенение в облаках;
  • 6 - умеренное обледенение в осадках;
  • 7 - сильное обледенение в облаках и осадках;
  • 8 - сильное обледенение в облаках;
  • 9 - сильное обледенение в осадках.

Далее третья, четвертая и пятая цифры - это нижняя граница слоя обледенения, кодируется так же как высота нижней границы облаков , то есть в сотнях футов. Для пересчёта в метры нужно умножить на 30 ( 000 - от земли, 010 - 300м, 033 - 1000м и т.д.)

Шестая цифра – толщина слоя обледенения в тысячах футов, т.е. для пересчёта в метры нужно просто умножить на 300 метров:

  • 0 – до верхней границы облаков;
  • 1 – 300; 
  • 2 – 600; 
  • 3 – 900; 
  • 4 - 1200; 
  • 5 – 1500; 
  • 6 – 1800; 
  • 7 – 2100; 
  • 8 – 2400; 
  • 9 - 2700; 

Если Вы видите, что первой указана цифра пять, значит, нам рассказывают про турбулентность.

Вторая цифра обозначает вид турбулентности:

  • 0 - турбулентность отсутствует;
  • 1 - слабая турбулентность;
  • 2 - умеренная турбулентность вне облаков, редкая;
  • 3 - умеренная турбулентность вне облаков, частая;
  • 4 - умеренная турбулентность в облаках, редкая;
  • 5 - умеренная турбулентность в облаках, частая;
  • 6 - сильная турбулентность вне облаков, редкая;
  • 7 - сильная турбулентность вне облаков, частая;
  • 8 - сильная турбулентность в облаках, редкая;
  • 9 - сильная турбулентность в облаках, частая.

По аналогии с обледенением третья, четвертая и пятая цифры - это нижняя граница слоя турбулентности, кодируется так же как высота нижней границы облаков , то есть в сотнях футов. Для пересчёта в метры нужно умножить на 30 ( 000 - от земли, 010 - 300м, 033 - 1000м и т.д.) .

Ну а шестая? Естественно толщина слоя турбулентности аналогично обледенению.

Помните про пример, который я написал выше? Итак, что у нас получилось с кодом 620331 и 530005?

Слабое обледенение в облаках и осадках в слое 1000м - 1300м и частая, но умеренная турбулентность вне облаков, в слое 0-1500м.

Да, кстати, эти группы могут повторяться несколько раз, если толщина слоя в котором прогнозируется явления, превышает 2700м, или если с высотой меняется их интенсивность.

 

В заключение своего утомительного повествования про особенности кодов METAR и TAF я добавлю, что иногда в них Вы можете увидеть индекс PROB (от слова - probability). Он обозначает вероятность изменения элементов или явлений погоды в процентах.

Курсант КУЛП

Vell.

© InSky 2013