Прокладываем маршрут

Многие уже налетались в зоне аэродрома, и теперь хочется чего-то большего. Например, попробовать себя в роли штурмана и проложить простой маршрут.

Можно, конечно, воспользоваться готовыми учебно-тренировочными маршрутами, которые есть на любой площадке, которая занимается обучением. Но ведь нам же хочется понять принципы. Как же это делается?

Я вам расскажу, ничего страшного и сложного тут нет.

Давайте предположим, что мы решили посмотреть окрестности населенного пункта Барыбино. Можно, конечно, проложить прямой маршрут Северка-Барыбино-Северка, но это же не интересно, давайте по пути посмотрим, как выглядит станция Шкинь и Воскресенский аэродром с высоты птичьего полета.

Что же нам для этого потребуется? Для начала, конечно, карта. Куда же без карты? Идем в ближайший магазин и покупаем обычный атлас автомобильных дорог. Для наших учебных целей подойдет с масштабом 1:200000. Кроме того, вооружаемся ручкой, линейкой и транспортиром. Готовы? Теперь открываем атлас на нужном нам месте.

 

Первым делом, обводим кружочками наши аэродром вылета, прилета (в нашем случае они совпадают) и ППМ. Аэродромы лучше рисовать в виде закрашенных кружочков с белой полосой внутри, изображающие ВПП, причем так, чтобы ВПП примерно соответствовала реальному направленю  (конечно, все эти украшательства только для удобства, можно вообще все ППМ изображать точками. это не важно). Кроме того, обводим наш исходный пункт маршрута (ИПМ). Ведь врядли вы будете выходить на маршрут прямо с полосы? Вот и в нашем случае ИПМ является мост через Северку в районе первого разворота 23-м стартом.

 

Теперь, рисуем линии, соединяющие ППМ, но оставляя посередине линии место. Дальше будет понятно для чего.

 

Нарисовали? Отлично! Весь маршрут нам виден и понятен. Теперь берем в руки линейку и начинаем измерять расстояния. У меня карта была с масштабом 1:200000. Это значит, что один сантиметр на карте соотвествует 200 000 см. на земле, т.е. 2 км. Расстояние на карте от ИПМ до ППМ Шкинь у меня вышло 6 см, значит реально между этими двумя пунктами - 12 км. Записываем это расстояние посередине линии, там, где мы оставляли место. Повторяем те же действия для всех участков маршрута.

 

Расставили расстояния? Отлично. Теперь мы знаем, что всего нам надо пролететь 104 км. Однако, одни расстояния нам не помогут. Нам же надо знать не только сколько лететь от одного пункта до другого, но в каком направлении лететь. Вроде, простая задача: берем транспортир и измеряем угол (направление). Но тут есть одна тонкость.

Магнитное склонение

Все дело в том, что географический севервый полюс не совпадает с магнитным полюсом. Что это значит? А это значит, что если мы встанем лицом строго на северный полюс, то стрелка мангитного компаса не будет показывать прямо перед нами. Она отклонится в сторону, в которую смещны линии магнитного поля в этой точке. На Северке. например, стрелка компаса отклонится на восток на 9 градусов. Это и есть так называемое магнитное склонение. В разных местах земного шара стрелка будет отклоняться на разные углы и в разные стороны. Кроме того, так как общая картина магнитных линий (а следовательно, и магнитный полюс) земли, вследствие внутренних процессов, постоянно изменяется , то и через несколько лет в одном и том же месте, угол, на который отклонится стрелка, будет разным. Принято считать, что магнитное склонение положительное, если стрелка отклоняется восточнее, и отрицательным - если западнее. Т.о. в районе аэродрома Северка магнитное склонение составляет +9 градусов. Эти значения вы легко сможете найти на схемах аэродрома.

Как же это влияет на наш маршрут? Очень просто. Допустим, вы измерили транспортиром между ИПМ и станцией Шкинь направление 274 градуса (измеряется от северного направления). Если вы в своем самолете полетите курсом 274 градуса, то в Шкинь вы никогда не прилетите! Помните про магнитное склонение? Так вот стрелка компаса в самолете будет указывать на 9 градусов восточнее. Поэтому, чтобы лететь в направлении 274 градуса, которое было измеренно по карте (называется - истинный путевой угол, ИПУ), нам надо лететь так, чтобы стрелка компаса указывала на 274-9 = 265 градусов (магнитный путевой угол, МПУ).  Это немного сложно для осознания, но рано или поздно, понимание придет, можно почитать самостоятельно про это. Например, с картинками, маленькая статья тут

Итак, мы получили наш первый магнитный угол на ППМ Шкинь - 265 градусов. Записываем его рядом с исходным пунктом.

 

Таким же образом, мы получаем путевые углы для всех ППМ (измеряем транспортиром и вычитаем магнитное склонение) и наносим их на карту

 

В целом, наш маршрут готов. Но давайте немного его улучшим. Во-первых, из любой точки маршрута нам может быть придется возвращаться. Поэтому давайте сразу нанесем и значения обратных путевых углов.

 

Кроме того, в полете могут возникнуть различные ситуации, поэтому нанесем на карту все известные нам аэродромы, находящиеся рядом (указываем известную нам информацю по аэдророму: направление ВПП, позывные и частоты)

 

Кроме этого, можно указать расположение и направление на ближайшие ОПРС, границы отвественности диспетчеров (где нам надо переходить на связь от одного диспетчера к другому), отметить характерные ориентиры и т.п., но я предлагаю, при желани - заняться этим самостоятельно.

 

Итак, наш маршрут готов. Мы знаем расстояния и направления. Теперь, выбрав самолет мы можем посчитать и время полета между ППМ. Допустим, мы летим со скоростью 180 км/ч или 3 км/мин. Легко посчитать, что до Шкинь нам лететь 4 минуты, от Шкинь до Барыбино - 13 минут и т.д.

Можно записать маршрут в виде таблицы:

ППМ Курс, град. Расстояние, км Время, мин.
Шкинь 265 12 4
Барыбино 296 38 13
Воскресенск 79 42 14
Северка 135 12 4

 

а можно нарисовать вот такую палетку:

 

Конечно, в этой статье мы рассмотрели только принципы определения расстояний и направлений. Прокладка маршрута, как я уже говорил выше, включает в себя еще много действий, например. надо убедиться в том, что следуя по такому маршруту мы не пересекаем запретные зоны, пересекаем ли мы МВЛ, и прочая. Кроме того, пролететь такой маршрут точно можно только в штиль, при наличии ветра будет необходимо вносить поправки, но это уже темы для других статей, а основные принципы, я думаю, должны быть понятны.

Удачных полетов!

Titaneg.

© InSky 2013