Увлекательная геометрия. Как рассчитать поправку на ветер

Меня многие спрашивают, как рассчитать поправку на ветер, поэтому, я решил предложить вашему вниманию один несложный способ.
Вообще, лучше почитать умную литературу на этот счет, но сейчас я расскажу как это сделать, не имея под рукой навигационной линейки.

Допустим, мы проложили маршрут и рассчитали все магнитные путевые углы. Однако, при наличии ветра (а это бывает практически всегда), лететь с курсом, равным МПУ - значит прилететь не туда, надо внести поправки на ветер, чем мы сейчас и займемся. 
Сначала, перед вылетом, выясняем скорость и направление ветра. Допустим, мы узнали, что ветер 195°, 10 м/с. Теперь надо немного посчитать. Для нашего расчета необходимо не метеорологическое направление ветра, которое указано в сводках, а навигационное. Если кто не помнит: навигационным направлением ветра называ­ется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением в точку, куда дует ветер. Отсчитывает­ся оно от северного направления магнитного меридиана по часо­вой стрелке от 0 до 360°, а метеорологическое направление ветера - угол, заключенный между северным направлением меридиа­на и направлением из точки, откуда дует ветер.
Получаем, навигационное направление ветра (НВ) = 195 - 180 = 15°.
Теперь, переведем м/с в км/ч. Как известно, 1 м/с = 3.6 км/ч, т.о. получаем скорость ветра (U) = 10 м/с = 36 км/ч.
Допустим, участок маршрута, имеет МПУ = 110°, лететь мы собираемся со скоростью V = 180 км/ч.

Итого, наши исходные данные:
НВ = 15°
U = 36 км/ч
МПУ = 110°
V = 180 км/ч

Приступим к вычислению курса.
Нам понадобится листок бумаги, линейка, транспортир (еще может пригодиться циркуль, но не обязательно).

1. Рисуем вертикальную линию (это будет северное направление. Обозначем ее SN). Где-нибудь, на этой линии, произвольно выбираем точку, обозначим ее О.

 

2. Откладываем от точки О луч ОА под углом, равным МПУ (от нашего северного направления N). У нас это 110°:

 

 

3. И той же точки откладываем луч ОW под углом, равным НВ (15°):

 

 

4. Примем масштаб нашего рисунка 1 мм = 1 км/ч и отметим на луче OW отрезок OW1, равный скорости ветра U (36 км/ч = 36 мм):
 

 

5. Из точки W1 проводим отрезок W1A1 к лучу OA равный нашей скорости V (180 км/ч = 180 мм). Тут нам пригодится штангенциркуль (отмеряем 180 мм, ставим одной ножкой в точку W1 и отмечаем второй ножкой точку на луче OA), но так же легко это сделать и при помощи линейки.

 

 

Вот и все. Теперь нам осталось только измерить угол между северным направлением и лучом W1A1, это и будет искомый нам курс с поправкой на ветер:


6. Продолжаем линию A1W1 до линии SN и измеряем угол NW2A1. В нашем случае это будет 121°.

 


Вроде, кажется сложно, но поверьте, делается за 2 минуты и я писал дольше, чем это считается :)
кроме того, из этого рисунка мы можем посчитать угол сноса (УС), который, очевидно, будет равняться 11°, и путевую скорость - измерив длину отрезка ОА1. В нашем случае, путевая скорость будет 173 км/ч.

 


Возможно, метод и не самый правильный, но по крайней мере достаточно легок для понимания и эффективен :)

 

Удачных полетов

Titaneg.

 

© InSky 2013